В конце 2020 года вышел из беты новый продукт Microsoft — Clarity. Вкратце — это аналог Вебвизора от Яндекс Метрики с некоторыми особенностями. Я протестировал этот инструмент и хочу поделиться с вами своими мыслями. Станет ли Clarity убийцей Вебвизора? Давайте разбираться.
С функциями нового сервиса вы можете ознакомиться на других источниках. Я уточню лишь наиболее важные, как мне кажется, особенности.
Установка
Установка пикселя ничем не отличается от других платформ. Забираем из настроек код, устанавливаем его в элемент <head>. Готово!
Маскировка персональных данных
Инструмент записывает поведение пользователей на сайте, поэтому нужно всегда трепетно относиться к персональным данным. Для этого у сервиса от Microsoft есть настройка, называется она — Masking (Маскировка).
Здесь всё хорошо, по умолчанию доступны 3 настройки в 1 клик.
- Строгий — весь текст и поля замаскированы.
- Сбалансированный — маскируются только поля.
- Расслабленный — весь текст виден.
Помимо этого, есть полезная кастомная настройка — маскирование по элементу. Можно указать свой селектор CSS и закрыть им чувствительные данные пользователей.
На практике оказывается, что сокрытие чувствительных данных не всегда корректно работает. Например, можно увидеть такую картину на настройке «Сбалансированный»:
Интеграция с Google Analytics
Одной из самых интересных и полезных, на мой взгляд, опций, является интеграция Clarity с Google Analytics. При включенной интеграции, в GA создаётся новый пользовательский параметр (custom dimensions), в который записывается ссылка на запись в Clarity.
Так выглядит переданный URL в отчетах GA:
Если у вас передаются в custom dimensions client id Яндекс Метрики или Google Analytics вы сможете сопоставить конкретный браузер с записью, что является весьма ценным источником информации о визите.
Именно из-за такой интеграции сервис может хорошо выстрелить. Так как в связке с GA появляется действительно интересная возможность по анализу визитов. Обещают подвезти интеграцию с новой GA4, но пока (на момент публикации статьи) такой опции нет.
Возможности сервиса
В отличие от карт в Яндекс Метрике (карты кликов, скроллинга) в Clarity можно выбрать тип устройства для просмотра карты (2). Интерфейс просматриваемой страницы адаптируется под устройство.
Карта скроллинга
В левой части интерфейса будет выведена Scroll data — удобная и легко считываемая информация (1) о количестве и доле визитов, в рамках которых был скролл до определенного уровня.
На самой карте при наведении отображается текущий % юзеров, которые доскроллили до текущего положения, и 75, 50 и 25% (3). Это реализовано достаточно удобно и информативно.
Переключение между картой кликов и картой скроллинга реализовано так, что смена типов карт быстрая и удобная.
Карта кликов
Карта кликов в Clarity:
- умеет отображать числовые значения кликов/тапов (2);
- может отслеживать клики отдельно на ПК, Планшетах и Мобильных устройствах (2);
- не имеет настроек по виду отображения кликов, затенению экрана и т.п. (3).
С левой стороны на карте кликов отображаются громоздкие названия элементов страницы. На мой взгляд эта информация избыточная. Нужно отображать более наглядно — группируя, например, по элементам, ссылкам, блокам.
В интерфейсе также можно задать что-то вроде регулярного выражения по URL. Доступна, правда, всего одна опция — символ звездочки «*».
На карте кликов мне не удалось увидеть отличия с использованием этой опции и без неё. Кол-во кликов и отображаемая страница при этом оставались прежними. Возможно, функция ещё не поддерживается, либо в моём случае данные не отличались.
Записи визитов
Главные особенности, которые отличают Clarity от Вебвизора в Яндекс Метрике — это то, что записи визитов хранятся 12 месяцев и записи ведутся у всех визитов, а не выборочно в течение дня.
В Clarity записи визитов хранятся 12 месяцев и ведется запись каждого визита.
Как я писал выше, новый сервис интегрируется с Google Analytics. Однако, во время тестирования я сравнил объём записей визитов в Clarity с количеством переданных в GA ссылок на записи. Результат меня неприятно удивил. Только около 10% записей удалось сопоставить с сеансами в GA, что является достаточно слабым показателем. По остальным записям определить сеансы мне не удалось.
Конечно же, стоит провести больше сравнений, однако, если в аналитике мы не сможем смотреть записи конкретных сеансов, то ценность такой интеграции и в целом сервиса падает. Именно за счет плотной интеграции в Метрику, Вебвизор является актуальным и популярным инструментом.
В этой точке разработчикам из Microsoft следует настроить процесс особенно качественно.
Само окно просмотра записей с одной стороны информативно, с другой стороны некоторые элементы весьма громоздки и требуют оптимизации. Посмотрите сами:
Отображение записей сессий (1) выглядят объёмно и осуществлять навигацию по ним достаточно накладно. Даже сортировка (2) особого удобства не добавляет. Проблема в описании блоков сессий — нужна качественная работа с типографикой, чтобы важная информация считывалась легко и быстро, а сам блок сделать более компактным.
Возможно, это из-за привыкания к интерфейсу Вебвизора, где окна просмотра и выбора записи разделены. Эта логика напрашивается и здесь, но что имеем, тем и пользуемся.
Обратите внимание, что в блоке управления воспроизведением (4) есть возможность увеличить скорость. Дополнительно доступна перемотка на 30 сек. вперед и 10 сек. назад. Плюс, Clarity умеет пропускать моменты записи, где нет активности.
По клику на блок (3), равно как и на клик по ссылке в правом нижнем углу блока (4) мы увидим подробную информацию о сессии (как раз реализация обратная, от той, что есть в Вебвизоре):
Другие особенности сервиса одной строкой
- В записях визитов поддерживается расширенная фильтрация, в картах — нет.
- Можно передавать собственные теги: clarity(«set», key, «value»); Подробнее, читайте здесь.
- К сервису легко предоставлять доступ. Правда, доступов 2 вида: пользователь и админ.
- Можно расшаривать запись визита с установкой времени работы ссылки. Абсолютно любой пользователь сможет посмотреть запись визита без регистрации и смс.
Выводы
Clarity можно использовать как альтернативу Вебвизору и для тех проектов, где по каким-либо соображениям нельзя использовать сервис Яндекс Метрика.
Бесплатных инструментов аналогичных рассмотренному практически нет. И для каких-то проектов — этот инструмент станет ценным источником инсайтов. Некоторые возможности очень удобны. Некоторые наоборот, сделаны плохо, хотя есть успешные примеры.
Главное, на мой взгляд — это плотная интеграция с сервисом аналитика. Для Clarity — это Google Analytics. Плотная связка позволит свести на нет преимущество Яндекс Метрики в плане особенностей Вебвизора. Однако на текущий момент сервис можно охарактеризовать как сырой, требующий доработки. Хотя потенциал огромный. Всё будет зависеть от Microsoft и их желания развивать такой необычный для компании продукт.
А вы используете Clarity на своих проектах? Если да, то поделитесь своими наблюдениями. Если нет, то что останавливает?